Зодчий-поэт: три проекта Алексея Щусева
На этой неделе исполнился 151 год со дня рождения Алексея Щусева – одного из крупнейших отечественных архитекторов, блестящего рисовальщика, оригинального музейного куратора. Игорь Грабарь называл Алексея Викторовича «зодчий-поэт».
Творческое наследие мастера огромно. Он – автор мавзолея Ленина, зданий Казанского вокзала, Каланчевского путепровода, гостиницы «Москва», Марфо-Мариинской обители, Театра имени Навои в Ташкенте, создатель и директор первого в мировой истории специализированного Музея архитектуры. В этом материале – рассказ о знаковых проектах Алексея Щусева.
Марфо-Мариинская обитель: символ доброты и милосердия
В феврале 1905 года в Кремле был убит великий князь Сергей Александрович Романов, дядя императора Николая II. В память о супруге великая княгиня Елизавета Федоровна решила основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель и пригласила в качестве архитектора Алексея Щусева.
Перед Щусевым стояла сложная задача: нужно было учесть заявленную заказчицей экономию средств и максимально использовать уже имеющиеся на территории московской усадьбы здания. Приговорив к сносу незначительное количество дворовых построек, оставшихся от старой усадьбы, Щусев перестроил их под больницу, амбулаторию, общежитие для девочек, учебные помещения, столовую для бедных и больничный храм.
Фото: Wikimedia Commons / Ludvig14, CC BY-SA 4.0
Стены собора возводились из традиционного для таких сооружений кирпича, перекрытия – из монолитного железобетона. Уникальные конструктивные качества этого материала позволяли воплощать самые сложные пластические формы и текучие линии, характерные для стиля модерн.
В этой работе виден авторский почерк Щусева, где монументальность, техническая сложность и передовые архитектурные решения сочетаются с уважением к традициям русского зодчества, витиеватыми «восточными» линиями модерна, тонкостью и изяществом барокко и символизмом неорусского стиля.
Каланчевский путепровод – Площадь трех вокзалов
Одновременно с проектом Казанского вокзала шла интенсивная работа над еще одним интереснейшим архитектурным произведением – Каланчевским путепроводом. Ставший транспортным продолжением Комсомольской площади путепровод был задуман Алексеем Щусевым как самостоятельный элемент архитектурного ансамбля.
Изначально монументальная конструкция путепровода, решенная в строгих формах неоклассицизма, включала мощные арки-проезды, пересекающие оживленную Каланчевскую улицу.
Каланчевский путепровод в 1982 г. Фото: Wikimedia Commons / Smiley.toerist, CC BY-SA 3.0
Однако в 1912 году, для предотвращения транспортных заторов, проект подвергся значительной корректировке: было принято решение об удвоении ширины проездов и добавлении нового, южного. Это вынудило архитектора отказаться от изначально планировавшихся легких стальных ферм и положить мостовые пролеты на массивные каменные опоры, которые выдерживали бы многократно увеличившиеся статические и динамические нагрузки.
Спустя столетие сооружение было реконструировано. Путепровод вместе с современным вестибюлем станции «Площадь трех вокзалов» интегрировали в масштабный транспортный узел, который объединил высокоскоростную магистраль Москва – Санкт-Петербург и три центральных диаметра.
Гостиница Москва: вершина конструктивизма
Работая над грандиозным проектом, автор так сформулировал ключевые принципы: отказ от показной роскоши в пользу эстетики и комфорта, оснащение здания передовыми инженерными системами (вентиляцией, отоплением, сигнализацией) и использование композитных строительных материалов для ресурсосбережения.
Гостиница высотой в 11-16 этажей (рекордная высота для того времени) стоит на мощном железобетонном каркасе. Для ускорения процесса возведения фундамента при заливке бетона впервые применялась облегченная съемная опалубка. В качестве специальной добавки к бетону использовался кирпичный щебень от разобранных старых построек – это снижало себестоимость материалов.
Фото: Wikimedia Commons / FOTO:FORTEPAN / Nagy Gyula, CC BY-SA 3.0
Фасады были облицованы красным гранитом и увенчаны массивным лепным карнизом, что создавало монументальный, но одновременно «радостный» образ.
С учетом большого веса здания требовались новые методы контроля статических нагрузок. Тут как нельзя кстати пришлась разработка ученого Московского инженерно-строительного института Леонида Пастернака, который предложил Щусеву использовать свой знаменитый метод неразрушающего контроля напряженно-деформированного состоянии несущих конструкций, а также нагрузки на основание и фундамент здания.
Строительство, потребовавшее гигантских ресурсов, велось ускоренными темпами и было официально завершено в декабре 1935 года. Фасад гостиницы приобрел свою знаменитую асимметрию, а само здание, построенное с использованием самых современных технологий монтажа и новейших строительных машин, стало ярким образцом архитектуры эпохи конструктивизма.
На превью: А. Щусев. Фото: Wikimedia Commons / P. K. Ostroumov, CC BY 2.0