Ярославский эксперт рассказал, как улучшить внешность без ущерба для здоровья
Главный пластический хирург Ярославской области Павел Ширманов рассказал, как улучшить внешность без ущерба для здоровья.
Жизнь устроена так, что юные мечтают стать неотразимыми, а люди в возрасте хотят максимально долго оставаться молодыми. Благодаря современным достижениям в медицине многое из этого стало возможным. В программе «ЯДоктор» (16+) на телеканале «ЯПервый» подняли животрепещущую тему об эстетическом преображении и приближении к идеалу.
Есть абсолютные медицинские показания к пластической операции, к примеру, «волчья пасть», «заячья губа» – это врожденные дефекты внешности, обусловленные мутацией генов и препятствующие нормальному питанию, развитию речи. А людей с «обычной» внешностью что заставляет обращаться к пластическому хирургу?
– Стремление к красоте, – объясняет Павел Ширманов. – На самом деле прекрасным можно быть в любом возрасте вне зависимости от того, естественное это состояние или благоприобретенное. Главным образом на внешность влияет качество жизни. Делать или не делать пластические операции – выбор каждого. Но есть золотое правило: если человек смотрит на себя в зеркало и понимает, что больше с такой внешностью он жить не хочет и не может, осознает, что процесс преображения может доставить некоторые неприятности, даже причинять боль, но ради изменения себя готов это преодолеть, – тогда милости просим к специалисту. В случае сомнений я бы рекомендовал подождать.
В глазах обывателя пластический хирург – почти волшебник: любую «серую мышку» может превратить в красавицу.
– Часто ли к вам приходят с просьбой: сделайте мне лицо, как у этой кинозвезды на фото? – задали вопрос эксперту. Он не стал скрывать:
– Почти каждый консультативный прием начинается примерно так. Люди хотят быть похожими на конкретного обладателя безупречной – в их представлении – внешности или приблизиться к своему идеалу. Им приходится объяснять: ничего подобного не произойдет. Мы все индивидуальны – дети своих родителей и творения Господа Бога. Поэтому я советую не зацикливаться на том, чтобы производить впечатление на других. Важно, чтобы измененная внешность нравилась ее обладателю.
Принято считать, что мы живем в эпоху плохой экологии, некачественной еды, перманентных стрессов. В принципе это должно негативно влиять на организм и отражаться во внешнем облике. Но почему‑то мы видим вокруг себя много людей достаточно привлекательных.
– Мы поднимали этот вопрос и пришли к выводу, что многие наши современники выглядят значительно лучше, чем их ровесники в прошлом, даже относительно недавнем (30–50 лет назад). Особенно это заметно в кругу кровных родственников с почти одинаковым генетическим аппаратом. Полагаю, что это обусловлено образом жизни, широкими возможностями для самореализации и применением методов коррекции лица, фигуры, – отметил Павел Ширманов.
По его словам, родители нередко в первый раз приводят детей для такой коррекции в возрасте 5–7 лет. Проблемы разные, к примеру, оттопыренные уши. В норме ухо должно располагаться параллельно щеке. Лопоухость, при которой угол между ушами и головой составляет от 30 до 90 градусов, – это врожденная деформация. Она довольно часто встречается и у мальчиков, и у девочек. Воспринимается болезненно, особенно в детстве. В связи с этим пластических хирургов просят изменить форму ушной раковины.
Женщины гораздо чаще прибегают к услугам пластических хирургов, чем мужчины. Но в последние годы наметилась тенденция: число обращений представителей сильного пола растет. В большинстве случаев это мужчины, достигшие немалых профессиональных высот и в силу своего высокого положения находящиеся в центре внимания. Самопрезентация – неотъемлемая часть их социальной жизни и профессиональной деятельности. Но, оказывается, делать пластические операции мужчинам существенно сложнее, чем женщинам.
– У мужчин кожа толще. В силу этой и других физиологических особенностей швы заметнее. Есть крылатое выражение: шрамы украшают мужчину. Но послеоперационные рубцы после изменения внешности на мужском лице воспринимаются обществом скорее негативно. Да и короткая мужская стрижка не может их визуально скрыть так же успешно, как длинные волосы женщины. И тем не менее специалисты находят приемлемые решения.
Пластические операции выполняются самые разные. К примеру, пластика носа. Омоложение лица и других частей тела. Липосакция. Коррекция посттравматических деформаций. Реконструкция груди после удаления молочной железы. Изменение формы груди (есть методики увеличения, уменьшения, подтяжки). И много что еще.
– В моей практике самая востребованная пациентами операция – это эстетические улучшения в области верхних и нижних век, – констатировал Павел Ширманов. – Пациенты по‑разному определяют проблему: «мешки под глазами», «нависания» и так далее. Некоторые приходят после консультации нефролога и говорят: почки проверили, там все хорошо. Значит, это вопрос эстетический, а он в ведении пластического хирурга, – сообщил эксперт.
Решившись на пластику, надо иметь в виду, что многие изменения внешности нельзя отыграть назад.
– Это касается не только операций по изменению формы носа, но и хирургических вмешательств на других анатомических областях. Вернуться к первоначальному виду после них будет невозможно, – предостерег Павел Ширманов.
Потому собирающимся в клинику пластической хирургии людям он посоветовал задуматься над тем, чего конкретно они хотят.
– Вопрос воплощения мечты в реальность – чисто психологический. К большому огорчению, дать человеку гарантию, что итоговый результат будет соответствовать его мечтаниям, невозможно. Когда пациенты обращаются к пластическому хирургу, они приобретают не результат, а работу по приближению к нему. Так же, как, обращаясь к адвокату, нельзя рассчитывать на желаемое решение суда, а занятия с репетитором не гарантируют 100 баллов на ЕГЭ, – заявил Павел Ширманов.
Пациенту могут отказать, если его представления о характере изменения внешности эфемерны. А вот узнать мнение нескольких специалистов по наболевшему вопросу совсем нелишне.
– Каких‑то математических точностей в пластической хирургии по большому счету не существует. Но если мнения специалистов различаются кардинально – это заставляет задуматься, – отметил эксперт.
Сейчас некоторые пластические хирурги в столице и в других мегаполисах предлагают лечение по результатам онлайн‑консультаций.
– Нужно понимать, что изображение на экране компьютера и гаджета – двухмерное. А как посредством него определить тонус кожных покровов и других тканей, особенности костного скелета, смещаемость, возможность фиксации? Не устаю повторять: за онлайн‑консультациями точно не ко мне! – объясняет Павел Ширманов.
В профессиональной среде врачей, у которых на первый план в пластической хирургии вышла коммерческая составляющая, стали звать Доктор Наживаго.
– Хочется спросить их: а нести ответственность в случае претензий вы тоже будете онлайн? – возмущен подобной позицией специалист.
Особенно недальновиден такой подход, когда речь идет о потенциально опасных операциях. К примеру, при липосакции жировые капли могут попасть в кровь и закупорить сосуды. В результате развивается угрожающая жизни жировая эмболия. Ее риск выше при большом объеме вмешательства. Она может проявляться в период от нескольких часов до 2–3 суток после операции.
Павел Ширманов знает не одну такую историю. И даже заключение в качестве эксперта ему не единожды приходилось давать. Поэтому хирургическую операцию по удалению подкожных жировых отложений в различных частях тела, как правило, делят на два этапа.
– На первом удаляют жир, после чего кожа «падает» и тело, как правило, выглядит еще хуже. А на втором – избытки кожи. Два хирургических вмешательства повышают управляемость процесса, – констатировал эксперт.
Он обратил внимание на то, что итог пластической операции зависит не только от хирурга и косметолога, но и от самого пациента. И как только тот начинает это осознавать и изменять свой образ жизни, удается достигать прямо‑таки вдохновляющих результатов.
– Две пациентки через полтора года после липосакции снова начали полнеть. И обратились ко мне. Мы стали выяснять причину. Оказалось, что после удаления подкожного жира хирургическим путем они ничего не изменили в своей жизни. Я посоветовал им в течение четырех месяцев 4 раза в неделю заниматься с тренером в фитнес‑центре. Первая так и поступила. Очень скоро она сделалась стройной, спортивной, подтянутой и буквально лучащейся внутренним светом от того, что жизнь удалась. А вторая все оставила как есть. Значит, так ничего и не поняла! – с сожалением высказался Павел Ширманов.
Он убежден: без участия пациента позитивные изменения окажутся временными.
– Эстетика – это образ жизни. Практика показывает: достигнутые позитивные изменения стабильны при регулярных физических нагрузках. Если вести активный образ жизни, эффекты омоложения сохраняются дольше. Я смотрю на своих пациенток, которые занимаются фитнесом, танцами – они просто огонь в любом возрасте! Я и сам занимаюсь танцами, что в жизни, в работе мне очень помогает, – завершил беседу эксперт.