Ярославский психолог рассказала, как помочь переживающим утрату людям

Ярославский психолог рассказала, как помочь переживающим утрату людям

Столкновение с чужой потерей ставит нас в тупик. Мы чувствуем свою беспомощность, страх сказать или сделать что-то не так и нечаянно усугубить боль.

Неуверенность рождается из незнания базовых механизмов переживания горя и того, какую роль в этом процессе могут играть окружающие. Чтобы развеять мифы и дать практические ориентиры, мы поговорили с медицинским психологом областной детской клинической больницы Анной Куприяновой о том, какова настоящая, а не мнимая помощь горюющим.

– Анна Игоревна, а что же, собственно, такое горевание?

– Если простыми словами, это преодоление человеком боли потери или боли от того, что он узнал о нехороших событиях с ним и его близкими, например, когда им поставили диагноз. Это проживание событий.

– Причины горевания могут быть разными. Потеря близкого – свершившийся факт. А может быть, человек узнал о своей болезни или болезни ребенка, родителей….

– Я работаю в паллиативной службе. Большинство родителей наших пациентов знают, что ребенок уйдет от них. Но когда это событие происходит, мы можем помочь. Самое главное – так называемое активное слушание.

Люди, переживающие потерю, склонны вспоминать ход событий, связанный с ней. Чем больше человек проговаривает, тем лучше для него самого. Как слушатель кивайте, повторяйте за ним какие‑то слова. Если есть возможность и визави не против, обнимите его или возьмите за руку, плечо. Иногда требуется просто посидеть рядом.

Самое главное – не делать вид, что вам безразлично. Если у женщины умер ребенок и она вернулась на работу, а коллеги не говорят с ней об этом – это также будет неправильно. Ей можно и нужно принести соболезнования, предложить помощь.

На мой взгляд, мудрость руководителя в том, чтобы человечно и с пониманием отнестись к горюющему и дать ему время, возможно, некоторые поблажки.

– Как выразить сопричастность, если человек узнал о серьезной болезни?

– Болезнь приходит неожиданно и ломает сложившийся уклад. Например, к нам в гематологию попадают дети с симптомами, которые не укладываются в какую‑либо медицинскую картину. И за один‑два дня их жизнь полностью меняется. В таких ситуациях, если коллектив на работе достаточно сплоченный, помощь приходит от разных людей. Но если этого нет, человеку будет сложнее, он сможет опираться только на семью.

Еще один совет, который мы даем родителям, чьи дети находятся у нас с серьезными заболеваниями, – создать беседу в мессенджерах и сообщать туда свежие новости о лечении. Так все, кому нужно знать информацию, будут в курсе последних событий, а сам родитель не будет находиться в состоянии постоянного нагнетания ситуации.

– А чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не навредить?

– Не обесценивайте горе, боль и его чувства, говоря: «не расстраивайся», «у других хуже», «не накручивай себя». Мы должны быть тактичны, аккуратны и бережны к эмоциям, переживаниям других людей.

– Давайте поговорим о проявлениях горя. У всех процесс проходит по‑разному. Одни плачут, другие рисуют себе самое негативное будущее, а третьи могут махнуть на все рукой…

– Существует несколько видов проявления горя: истерика, апатия, бред, ступор, нервная дрожь, страх, плач. Слезы – самый распространенный вид реакции, которая может проявляться от радости, от боли, гнева, жалости к себе, для снятия стресса. Плач относят к одной из психофизических реакций. Если человек плачет, не надо оставлять его одного, но не стоит и останавливать. Можно взять за руку, обнять, легонько похлопывать по плечу, но не надо задавать вопросов, давать советов. Если с вами хотят чем‑то поделиться – выслушайте.

– Женщины чаще реагируют на события слезами. А как помочь мужчинам, которые нередко пытаются не дать плачу проявиться?

– Современная молодежь и подростки уходят от позиции «мужчины не плачут». Они разрешают слезам быть. Что касается мужчин, родившихся до распада СССР, им действительно сложнее. Но тут еще многое зависит от личностных характеристик. Слезы – это чувства, и девочки, и мальчики имеют право на их проявление.

– Как помочь тем, у кого проявляются страх и нервная дрожь?

– Страх – проявление внутреннего чувства опасности или угрозы – как реальной или нет. Она может быть природной, например, когда речь об урагане, наводнении, цунами, грозе. Может быть социальной – как страх за жизнь близких, боязнь бедности, публичных выступлений. Выделяют также страх смерти.

Когда человек находится в состоянии страха, мы можем положить его руку к себе на запястье, чтобы он почувствовал наш спокойный пульс. Попросить дышать его глубоко, ровно или в одном ритме с вами. Если человек начинает говорить, активно слушайте его, высказывайте понимание, сочувствие и заинтересованность. Можно сделать легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Помните, что в этом состоянии не всегда получается контролировать свое поведение.

Нервная дрожь – защитная реакция на эмоциональную нагрузку. Она проявляется внезапно, сразу после инцидента или спустя какое‑то время и может продолжаться до нескольких часов. После ее завершения человек почувствует усталость. Ни в коем случае не обнимайте пострадавшего и не прижимайте к себе, не успокаивайте, не накрывайте его пледом, дайте возможность «протрястись», не требуйте взять в себя в руки. Если остановить нервную дрожь, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей или психосоматических заболеваний.

Вместо этого можно взять пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясти его 10 – 15 секунд, продолжая с ним при этом разговаривать. Как только дрожь закончится, дать человеку лечь отдохнуть.

– С какими еще проявлениями мы можем столкнуться?

– Ступор – одна из сильных реакций на катаклизмы, нападения, взрывы. По сути, речь о том, что психика затратила столько энергии на выживание, что на контакт с окружающими нет сил. В своей практике я сталкивалась с этим проявлением, когда в больницу привозили детей, попавших в ДТП. В состоянии ступора человек смотрит в одну точку, молчит, ни на что не реагирует. Он словно окаменел.

Помочь ему можно через тактильный контакт. Мы можем сгибать пострадавшему пальцы на обеих руках, прижимая их к основанию ладони. Можем помассировать ладошки, точки на лбу, расположенные между линией роста волос и бровями, положить свою ладонь  ему на грудь и подстроить свое дыхание под его ритм. Важно помнить, что в состоянии ступора человек видит и слышит. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции, лучше, чтобы они были негативными. Пострадавшего важно вывести из состояния оцепенения. Ступор может длиться до нескольких часов, если он не проходит, нужно обращаться за медицинской помощью.

Бред и галлюцинации возникают при мощном стрессе и при сильной усталости, а также при употреблении алкоголя и психотропных веществ. Человек в этом состоянии переживает ощущение присутствия несуществующих объектов: слышит голоса, видит людей, чувствует запахи. Тут помочь могут только медики. Дожидаясь врачей, не спорьте и не пытайтесь переубедить, не оставляйте его одного, уберите предметы, представляющие собой потенциальную опасность, говорите с ним спокойным голосом.

Такие проявления могут быть как кратковременными, так и длительными. Инспектора ДПС во время учебы рассказывали: когда сообщали матери о том, что ее сын погиб в ДТП, женщина требовала «прекратить заниматься ерундой, а парню приезжать домой на ужин». В моей практике был случай работы с человеком в состоянии галлюцинаций. По пути в ЗАГС он с невестой попал в ДТП. Девушка погибла на месте. А жених не смог пережить эту утрату, и у него начались бред и галлюцинации, которые вылились в депрессию, а после – шизофрению.

Истерика – явление совсем другого рода. Ее источник – сильная душевная боль, причиной которой могут быть страхи и обиды. Проявляется она в слезах, криках, смехе, всхлипываниях, при этом человек совершает множественные движения, демонстрирует театральные позы, например, заламывая руки, может появляться спазм или судорога. Я чаще всего сталкиваюсь с истерикой у подростков.

Тут важно удалить зрителей и создать человеку спокойную обстановку. Можно неожиданно совершить действие, которое удивит потерпевшего, например, дать пощечину или облить водой. При этом говорите с ним короткими уверенными фразами: «выпей воды», «умойся», «сядь» и не потакайте желаниям человека. Помните, что после истерики наступит упадок сил, так что ему потребуется отдых. В состоянии истерики мы должны человека успокаивать.

Противоположное проявление – апатия. В этом состоянии человек безразлично относится к тому, что происходит, вяло на все реагирует, а в речи проявляются заторможенность и длинные паузы. Тут мы можем задавать вопросы, например, как его зовут, хочет ли он есть или как себя чувствует. Можно в этом состоянии дать полежать и поспать. Также можно вовлекать человека в совместную деятельность, например, предложить выпить чаю или кофе, прогуляться, сделать что-то для других нуждающихся в помощи. Опасность апатии в том, что без поддержки она может перерасти в депрессию.

– А как же злость и гнев, они тоже являются реакцией на горе?

– Гнев и злость – это уже следующие стадии принятия ситуации. И если родственники или коллеги видят, что пострадавшему плохо, – нужно обращаться за помощью к специалистам. Они подскажут, что делать и что не делать. Как правило, речь будет идти о том, чтобы быть более внимательным и бережным к горюющему человеку. У меня была пациентка, которая пережила потерю близкого и отказывалась есть. Чтобы помочь ей, родственники установили дежурство и по очереди приходили покормить ее.

– Сколько времени займет процесс горевания?

– У каждого человека этот срок индивидуален. Но если человек застрянет в состоянии боли, он не сможет пойти дальше. Застрявшие в горе люди сами себе ставят запреты на жизнь, отказываются радоваться, встречаться с друзьями, ходить в кино или добиваться успеха в жизни. Одним

из проявлений такого поведения может быть ежедневный поход на кладбище.

– Что делать, если коллеги и друзья понимают: они уже не справляются с ситуацией, наблюдая за горюющим ближним?

– Я уверена, что помогать должен тот, у кого на это есть силы. Чтобы что‑то отдать, нужно самому быть наполненным. Если вы не в ресурсе и при этом попытаетесь кому‑то помогать, то окажетесь в том же положении – вам самим потребуется помощь.

Когда родственники и коллеги понимают, что у них нет сил, достаточно, если они скажут: «я тебе сочувствую», «если что, я рядом» и не пойдут в длинные и долгие разговоры. Но если у человека есть ресурс и жизненная энергия бьет ключом, и он готов поделиться ею, – пожалуйста. Только делайте это ненавязчиво.

Особенно хочется коснуться семьи. Когда случается горе, то зачастую люди пытаются найти виновных. Лучше будет, если они посмотрят на ситуацию и постараются понять, что сейчас можно сделать, и начнут это делать. Причем вместе, поддерживая друг друга, а не обвиняя. Не зря у нас говорят, что горе сплачивает. Семьи, которые смогли пройти горе вместе, становятся самыми сильными.

 

Ярославский регион Ярославский регион

11:05
11
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025