Сальников и вокруг. В Перми прошла встреча с известным писателем
Уральский писатель Алексей Сальников, ставший широко известным после выхода и экранизации романа «Петровы в гриппе и вокруг него» (18+), встретился с читателями в зале библиотеки имени Горького в Перми. Беседа началась с размышления о сути мистического реализма, в котором работает автор. «Можно увлечься, и все перерастет в историю, которая станет больше сказкой, чем пересказом действительности. А читателю от современного автора нужны впечатления о нынешнем моменте, чтобы получить общее ощущение действительности. Часто и в литературе реализма есть герои, которых не могло существовать в жизни, там тоже есть доля фантазии. Как вычислить процент мистики в тексте? Приходится ориентироваться на собственные ощущения, насколько это правдоподобно или нет», – пояснил писатель. Он отметил, что иррациональное, мистическое иногда может врываться в самую обычную приземленную, бытовую жизнь. Про Пермь Алексей Сальников поделился и впечатлениями о Перми. Оказалось, что в Прикамье он в четвертый раз, но прошлый свой приезд помнит смутно. Тогда перед встречей с читателями владелец местного книжного магазина пригласил писателя в гости, где они «нарезались» так, что дальше воспоминания обрываются. Очухался он только на подъезде к Екатеринбургу, когда его разбудила проводница, и сразу стал смотреть на видеохостинге запись мероприятия, чтобы узнать, «как себя вел». «Это, кстати, был мой единственный опыт за жизнь, когда в таком положении оказался. По невнимательности. Так и не скажешь, что я был абсолютно пьяный, но зато разговор получился остроумным. Остроумнее, чем сейчас», – пошутил писатель. Он уточнил, что Пермь пришлась ему по душе: город радует разнообразием ландшафта благодаря перепадам высот и интересной архитектуре. Сальников признал, что ему повезло попутешествовать и увидеть, как сильно отличаются пейзажи и жизнь в разных регионах России, и то, что у носителей русской культуры есть особое «подспудное желание жить в большом пространстве», отражающееся и в литературе. Про личное Затронул писатель и личные темы. Он рассказал, что успел поработать в котельной и в автосервисе, сторожем, только потом началась его деятельность в Союзе писателей. Тема преемственности поколений у Сальникова раскрылась весьма своеобразно: он поделился историей об отце-алкоголике и собственных периодах «подзапоя». Однако выражаются они исключительно в нежелании вступать в коммуникацию с внешним миром. «В эти периоды не пью, но не отвечаю. Не заглядываю в телефон, игнорирую письма, сообщения. Под кустом не валяюсь, домашними делами занимаюсь, но нет желания общаться», – описал он это состояние. Вообще речь Сальникова полна самоиронии и самокритики. В какой-то момент он даже заметил, что «не образован и не безупречен». Про «Петровых в гриппе» (18+)По словам Алексея Сальникова, ставшая бестселлером книга про Петровых – это впечатления от семейной жизни, каких-то знакомых, в целом от библиотек и библиотекарей. Экранизация произведения режиссера Кирилла Серебренникова ему понравилась. «Особенно некоторые моменты, они до сих пор меня вбивают в кресло. Момент елки и возвращения с нее. В тексте на этом тоже акцент и на сцене «Жив сын или мертв». Роль Трибунцева великолепна (актер Тимофей Трибунцев появляется в фильме в образе нескольких героев – прим. ред.). Да и остальных. В кастинге я не участвовал. Перебегать дорогу режиссеру, тем более театральному, я – не самоубийца. У него есть опыт держания «сумасшедших актеров» в узде, а у меня такого опыта нет. Я сам с собой-то справиться не могу. А с человеком, который справляется с кучей других людей, тем более», – поделился гость.
Предъюбилейный театральный сезон стартовал в Пермском Театре-ТеатреПро творческий процессНа вопрос о творческом процессе писатель ответил просто: пишет он для удовольствия, идеи возникают сами, их «подкидывает какая-то творческая часть мозга». «Книги для меня – не художественные тексты, а отчасти дневниковые записи. Помню, в какой период каждая была написана, связанные с ним события и переживания», – уточнил он. При этом создавать новое произведение Сальников не начинает без полностью готового замысла. Работает ежедневно, на вдохновение не ориентируется, текст набирает на компьютере: иногда печатает планируемое за пару часов, а иногда пишет до самой ночи. Обычно фоном включает музыку, чтобы «создать нужную картинку в голове и настроение». Герои его книг часто списаны с родственников, соседей и одноклассников. Доработка готового текста начинается с читки жене и только потом его получает редактор. Своей писательской миссией считает следующее: сформулировать мысли, которые люди не выразили бы сами из-за нехватки времени или в силу других причин. А еще Сальников поделился наблюдением, что, по его мнению, литература, созданная женщинами-писателями и мужчинами-писателями, не отличается. «Литература пола не имеет. Творческая одержимость – она одна на всех. И книга или получается, или нет», – подчеркнул он.Про влияние литературы Алексей Сальников вырос под сильным влиянием Владислава Крапивина, Льва Кассиля («Кондуит и Швамбрания» (12+)), Михаила Зощенко и ряда других советских писателей. Великолепными сюжетами Крапивина он до сих пор восхищается, но заметил, что взрослый читатель найдет в этих книгах недостатки. Екатеринбургский писатель рассказал, что многие книги в его детстве были труднодоступны. Так, произведения Стругацких он раздобыть не смог, Кира Булычева – попались случайно в гостях у тети, а «Приключения Электроника» (12+) услышал лишь в пересказе сестры. «Было и много других веселых книг. Мне очень нравился «Атлас-определитель беспозвоночных». Мама выписывала кучу журналов, и «Пионер», и «Костер», читали, если они не были украдены из почтового ящика», – вспомнил автор. Сейчас, по словам Сальникова, читает он немного, так как все время пишет.
Люди севера. Разговор о силе природы, ценности родной земли, отношениях между поколениямиПро планы Завершающая часть встречи содержала пассаж о том, что обычно в творчестве писателей выделяют одну главную книгу. Поэтому Сальников отчасти удивлен успеху «Когнаты» (16+) (последний роман, где описывается альтернативная Вселенная, населенная людьми и драконами). «Думал, что ее бросят читать после того, как узнают, что драконы антропоморфны. Долго боялся ее реализовывать, потому что замысел в голове всегда лучше, чем итоговый результат. (Финально – ред.) эта книга меня самого порадовала. Переживал очень сильно, будто чужую книгу читал. Сын мой не понял, про что она. Поколенческий разрыв. Для него, как для молодежи в возрасте 20-30 лет, это волшебная история, которая ни на чем не основана, но для людей за 40 и, что интересно, для школьников, они тоже понимают суть книги, она выглядит по-другому», – заметил писатель. В ближайших планах у Алексея Сальникова – написать продолжение романа «Когната». «Планирую осенью написать. Себя не до такой степени знаю, чтоб предугадывать. Наброски есть, замыслы. Антиутопии в планах нет», – поделился гость. Финальным аккордом стал вопрос от почитателей творчества писателя об ожиданиях. Отвечая на него, Сальников категорично отмел варианты кинокарьеры или работы в роли ведущего. «Хочу, чтоб внуки появились. Сына не хватило. Чтоб было все нормально. Литература – не главное. А что ожидает? Забвение и смерть», – подытожил он.Встреча прошла для участников 16+