Смена фокуса на молодежь: Шейкин о новой тактике кибермошенников

Смена фокуса на молодежь: Шейкин о новой тактике кибермошенников

Кибермошенники находят способы обмана не только пожилых людей, но и способы действенного воздействия на молодежь. Почему априори более прогрессивное поколение сталкивается с такими угрозами, на какие «крючки» их ловят преступники и как критическое мышление должно им помочь, рассказал в Открытой студии РАПСИ первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.

— Артём Геннадьевич, добрый день. Спасибо, что пришли в Открытую студию. Когда мы говорим про цифровую безопасность и безопасность населения и граждан России, если мы будем смотреть на жертв кибермошенничества, кто из них наиболее уязвим для действий преступника?

— Если брать период последних двух с половиной лет, мне казалось, что люди более старшего поколения подвержены атакам телефонных мошенников. Они больше располагают к доверию, они меньше разбираются в цифровых технологиях, и их легче обмануть. Но последние полгода я вижу такой восходящий тренд, когда мошенники сменили свой акцент на молодёжь. И вы знаете, у них это очень успешно получается.

Мне всегда казалось, что наша молодёжь имеет очень сильное, мощное критическое мышление, и они точно разбираются во всех цифровых вопросах, и тем более знают про телефонных мошенников и все их схемы, по которым они действуют. Но выясняется, и практика показывает, что молодёжь тоже, как и старшее поколение, привыкло доверять и верить. Я уже много раз говорил об этом, что это у нас в ДНК пропитано, что мы в первую очередь хотим доверять людям и верить.

—Можете привести конкретный пример такой атаки на молодого человека?

— Случай, который у меня был буквально вчера: звонит мой друг и говорит, произошла ситуация. Он выяснил со своим сыном, что тот подвергся преступным действиям со стороны украинских мошенников в молодёжном чате знакомств. К нему обратилась девушка: "Привет, привет, как дела?", начал знакомиться по красивой фотографии. "Где ты живешь, в каком городе?" Прислал свою геолокацию: "Вот я здесь живу, у меня тут классный район". После этого что вы думаете? Перезвонил ему уже человек в форме: "Я сотрудник СБУ, ты нам прислал геолокацию, мы сейчас отправляем тебе туда и дроны, и все, что летает и взрывается". Он, соответственно, испугался. 

Тут через некоторое время ему звонит другой человек: "Я сотрудник ФСБ, так вы сдали геопозицию, всё, вы нарушили такие-то законы, вам грозит до 25 лет тюремного заключения, но мы можем вам помочь". 

Человек напуган настолько, что начинает безоговорочно выполнять их требования. В итоге он взял у родителей спрятанные деньги, перевел через банкомат мошенникам. Но они не остановились, продолжали требовать ещё. Только через два дня родители заметили, что он что-то ищет в их комнате, и тогда он всё рассказал.

Так вот, мои друзья, с которыми произошла эта история, они вообще не хотели обращаться в полицию. Говорят: "Ну, сумма не такая значительная для нас, это будет уроком для него, для нас, мы сами разберёмся". Я настаиваю: нет!

Для того чтобы это всё было видно, чтобы была определенная статистика, необходимо подавать заявление. Правоохранительные органы по кусочкам собирают этот «пазл» в поиске этих мошенников. Каждое заявление — это новый фрагмент общей картины. Даже если вам кажется, что ваша конкретная ситуация незначительна — для системы это важная информация.

—Какие выводы мы можем сделать из этой ситуации?

— Эта ситуация вскрывает несколько важных проблем. Во-первых, наша молодёжь не имеет достаточных знаний финансовой грамотности и кибергигиены, как мы это называем. 

Во-вторых, необходимо выстраивать доверительные отношения между родителями и детьми, чтобы при любой неординарной ситуации человек мог прийти и обсудить проблему. В-третьих, люди часто не знают, куда обращаться в таких случаях. Где информационные плакаты, передачи, куда звонить?

—Какие меры принимает государство для защиты от таких преступлений?

— Буквально недавно был принят 41-й ФЗ, который внес 30 пунктов изменений в законодательство о защите от киберпреступников. Один из ключевых моментов — создание единой платформы, где будут присутствовать сотовые операторы, банки, Центральный банк, заинтересованные ведомства, платформы антифрод и антифишинг. Все заинтересованные структуры, работающие в этом направлении, объединятся в некий щит для граждан.

Что касается конкретных мер контроля со стороны сотовых операторов — будет усилена идентификация абонентов, введены дополнительные проверки при массовой рассылке сообщений, улучшены системы фильтрации подозрительных звонков. Банки получат больше полномочий для блокировки подозрительных операций в реальном времени. 

Также готовится второй пакет изменений — "Кибербез 2.0", где будут дополнительные меры: обязательная двухфакторная аутентификация для некоторых сервисов, усиление ответственности за киберпреступления, образовательные программы по кибергигиене в школах и вузах.

—Можно ли полностью победить кибермошенничество?

— Моё личное мнение: пока это будет приносить деньги для мошенников, они будут этим заниматься. Они просто будут менять разные схемы мошенничества. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы у них осталось гораздо меньше щелей для их действий. Чем сейчас мы и занимаемся. Это очень долгий процесс, требующий совместной работы госорганов, общественных организаций, семьи, школы — всех институтов, которые могут повлиять на развитие критического мышления и финансовой грамотности.

—Спасибо за беседу.

 

РАПСИ РАПСИ

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025