+113

Подгорнов

  • Последний визит: 38 минут назад
  • Регистрация: 2 года назад

Анкета

Москва
40 лет
Мужской
высшее
ВлГУ
Женат

Контакты

+79778628527

О себе

политик, писатель, историк.

Стена пользователя

Загрузка...
37 минут назад
#
Умер бывший вице-президент США Дик Чейни.

Символично, что это случилось за день до объявления результатов выборов в Нью-Йорке.

Старая Америка не дожила до Новой. Дик Чейни не застал, когда совсем уж свежая волна получит свой политический проспект. Официальный.

Возможно, будущий мэр Нью-Йорка Зохран Мамдани (про которого мы еще поговорим завтра) олицетворяет собой всё то, против чего боролся Дик Чейни. Патриот Дик Чейни. Ястреб Дик Чейни.

Но ничто не вечно под солнцем от Калифорнии до Нью-Йорка. Новая Америка покажет своё лица уже завтра. А сегодня ушла старая.
Скучать не будем.
Загрузка...
6 часов назад
#
6 часов назад
#
Меня попросили прокомментировать, а что я понимаю под "новой традиционностью". Сегодня в праздник Народного Единства — самое время и место.

Праздничное 5 ноября появилось в 2004 году, а первый раз праздновалось в 2005. Это новый российский праздник. Единство новой России. Но на традиционной почве. Победа над поляками в 1612 году. Казанская. Всё это фундамент Единства.

Смотрясь в прошлое — мы формируем настоящее. Такая идеологическая модель.

Это «нулевые». Молодое российское государство искало свои корни и эволюционную форму. Не СССР, не Российская империя. Даже не постсоветский РСФСР в девяностых, а Новая Россия. Россия роста ВВП. Россия — больших строек. Побед 2008 года. Олимпиады. Крыма и так далее. Мюнхенской речи Путина.

Я о том, что Кремль психологически еще в этой матрице. Он строит и строит новую Россию. Цементирует. Как часто говорят прокремлевские политтехнологи: процесс поиска новой идеологии. Вот этот «поиск» — очень важная деталь самоопределения нынешней российской власти. Она из СССР, через девяностые в стабильные нулевые и турбулентные двадцатые. Она всё еще в поиске. Где-то там за горизонтом 2030 года — лучшее.

Это понятная эволюционная характеристика. Если у тебя такой анамнез, то ты не можешь иначе. Ты вырос в одном, пережил другое и сейчас третье.

Но мы уже поколением в путинской России. 25 лет. Это уже не новая Россия, а просто Россия. Она уже не самоутверждается через Единство от Минина и Пожарского, а фундамент сама по себе. Уже Крым, уже Олимпиады. Уже «Собянинская Москва». То, что будет символично для следующих поколений, как основа России после 2030-х.

Это взросление. Ты не опираешься на прошлые поколения — ты сам уже «поколение». Твой путь — это традиция. Не только «предками данная», но и «мы строили-строили и построили». Выросло поколение для которой Россия Путина от нулевых до 2025 — это фундамент. Нет даже девяностых, не то, что СССР.

Это — новая традиционность. Она неосознанная. Но она вполне существует. Её боятся, потому что инерция еще про «поиск» идеологии. Неуверенность, что ты тут и есть власть.

Государство РФ — это не пост СССР, не традиция от Церкви или Империи, а вот эти институты с Госуслугами и растущим во все стороны метро. Государство — это новые дороги, маркетплейсы, мессенджер MAX.

Пока еще страшно себе признаться, что Минин и Пожарский очень очень очень далеко, а ты на Красной площади один на один с историей. Ребята под Красноармейском — это из новой России. И они цементируют границы и масштабы для будущего.

С Праздником!
Загрузка...
Загрузка...
1 день назад
#
Про Трампа и ядерные испытания
(а заодно и Венесуэлу)

Нужно запомнить одну формулу. Когда Трампу нечего сделать по существу, то он делает перекрывающее заявление и за этим ничего не следует. А когда есть сюжет, то уже без анонса (удары по Ирану) и дальше наматывается медийный фидбек.

Т.е. полит-технология и медийный пиар в том, чтобы или «заявление/намерение» стало основным контекстом, или «контекст» был настолько ошеломляющий, что отработал бы сам по себе.

Высшая точка «ядерных испытаний» в заявлении о намерениях. Не секретный проект где-то в Лос-Аламосе и потом все передовицы газет в заголовках про ядерный гриб, а «у нас десять проектов по всей стране, мы не скажем где они, никто не говорит, где они, но они есть и эффект ошеломляющий».

Путин и Си не захотели по-моему (открытое разоружение, которое в пользу США потому что они по факту отстают и заставить разоружиться других — это опустить их до своего плачевного уровня), РФ и Китай захотели в эскалацию — вот им в ответ, что у США «супер-пупер» испытания каждую неделю. Мы просто никому не говорили.

Схожая тактика и с Венесуэлой. Решительная операция, которая бы «говорила сама за себя», невозможна. Оценка противника и геополитические сопротивление в регионе — не в пользу США. Ударить и победить — шансы невелики. Поэтому в ход идет «заявление о намерениях». Высшая точка будет пройдена здесь, когда США озвучат «ошеломляющие намерения», а дальше, если конфликт не разрешится сам по себе, то ничего страшного. Пик пройден. Противники не смогут «припомнить» Трампу его неудачу. Не хватит медийного масштаба. Трамповский подход всё перекроет.

Это вполне рабочая стратегия. Хотя очень требовательная. Каждый раз нужно создавать новую медийную бомбу. Без передышки. Но кажется, что Трамп этим и живет. Без подобного накала страстей ему бы было некомфортно. Он за этим ощущением и пришел в большую политику. Делать громкие заявления. Замыкать на себя всё медийное пространство. Американские и мировое. Если за этим что-то последует и будет «мирный договор». Нобелевская премия, как наследие. Торговые сделки, как контур процесса. Хорошо, если так, но и без этого — Трамп в центре внимания. Трамп руководит процессами. Создает впечатление. В том числе и для себя.
Загрузка...
3 дня назад
#
3 дня назад
#
Говорил и повторю. Никогда не пойму этих переносов и шестидневных рабочих недель. Зачем? Такое у нас 1-2 раза в год. Почему не дать людям отдохнуть в субботу? Что такого случится, если россияне в год 1-2 дня лишних отдохнут не сбиваясь с пятидневного графика. Итак работают все в два раза больше, чем отдыхают. А некоторые в три. Лишний день отдыха для личных дел, провести в кругу семьи, посвятить детям и родителям. Мне кажется, что мир не рухнет за лишний субботний выходной, а наоборот всем будет лучше.
Загрузка...
Загрузка...
4 дня назад
#
Про ИИ и выборы

Открывается новая вакансия: промпт-инженер-политтехнолог. Пиарщик-политтехнолог, который оценивает предвыборную стратегию с высоты своего опыта и полета творческой фантазии, наконец-то уходит в прошлое.

Теперь анализ будет на основе данных, как переменной, а не субъективной истины.

Это и плюс, и минус. Плюс в том, что выборы становятся — алгоритмом. Тут кстати можно отдельно поговорить, что «всегда и были». Просто кто-то увел повестку в свою сторону и за большие бюджеты выдавал минимум результата, но с красивой обёрткой. Но по фактуре — это была математика и ей осталась. Был анализ социологии и ей остался.

Хотя, я не верю, что всё уйдет в сторону математической оценки происходящих процессов. И это минус. Скорее пиарщики возьмут себе прежние бюджеты, но ролики будут генерировать в Sora 2, простите, Яндекс-Гигачате. Т.е. старая схема с волной медийного контента, но теперь по новым правилам и с глубиной ИИ-генерации.

Логично предположить, что стоимость качественной агитации должна бы упасть в разы, а значит, в игру зайдут кандидаты с небольшими бюджетами. Но парадокс в том, что экономия на количестве исполнителей не означает экономию на специалистах. Хороший промтп-инженер стоит как целая пиар-команда. Поэтому, всё лучшее будет тем, кто хорошо заплатит.

Хотя шанс для малых партий и кандидатов есть. Они могут и проанализировать, и создать контент на уровне «больших». Если повезет с кадрами. Хороших мозгов в РФ в этой нише много. Куда уж больше, чем в традиционном пиаре и политтехнологической нише.

Отдельная история с «национальной принадлежностью». Как регулировать, что ролик сгенерирован не Sora 2 или Veo 3, а российским аналогом — непонятно. Только если ограничить и заблокировать зарубежное. Но все мы понимаем, что вывести человека в Дубай и там он сделает тебе контент — это минимальный бюджет.

В общем, интересное предстоит. Всё сильно меняется. Я не уверен, что все игроки и администраторы процессов понимают «что грядет», но посмотрим.
Про ИИ-политику буду писать много в ближайшее время. Это не будущее, а настоящее.

Мой скромный прогноз, что хороший ИИ-политтехнолог — это важнейшая (и весьма высокооплачиваемая) вакансия на ближайшие годы. И кто первый переложит «старое» на «новое» — определит повестку на годы вперед.

С помощью ИИ можно выигрывать выборы. Это очевидно. Тут как история с вертикальными социальными сетями в своё время, только теперь они на стероидах. Кто первый усмирит ИИ-политику — получит очень многое.
Загрузка...
4 дня назад
#
Про ульрасбор

Денис Мантуров вышел с очередным разъяснением, зачем это всё нужно. И как будет реализовано. Прежде всего перенос на 1 декабря.

Я уже высказывался по теме. Намерения правительства по контролю за серым рынком, по приоритезации локального производства — верные. Инструмент ультрасбора, в том виде, который сейчас — пила вместо скальпеля. Щепки полетят, чтобы Денис Велентинович не говорил.

Просто щепки в рамках частного спроса, а это мелочи на уровне больших решений.

У меня претензии (можно ведь так аккуратно назвать, да?) — три.

Ручная настройка, о которой открыто заявляется — плохой сигнал для локализации. Два параллельных рынка. На одном ультрасборы и снижение ассортимента, а второй на «ультраприбыли» и госзакупках. Совсем не рыночно.

Еще… цены — вырастут. Но как верно указал вице-премьер — не сейчас. Сейчас для них условий еще нет. Пока еще курс рубля нормальный, пока еще склады на распродаже и скидках. Стоит включить ультрасбор 1 декабря и пойдет точка отсчета новой реальности с обрывом частного ввоза. Это даст разгон цен с января-февраля.

Ну и главное. Порог в 160 л.с. выглядит как тестовый. Кого мы обманываем? Типичная регуляторная практика: начинаем с «безопасного» сегмента, где нет массового клиента, а дальше понижаем в рамках «выравнивания условий».

И опять же «исключаем» кого нужно и кто «дружественный». Понятно, что за вход на российский рынок нужно будет заплатить. Локализацией и партнерством с Минпромом. Мировая практика — согласен. Но это должно быть рыночно, господа, а не вот это всё с двумя параллельными мирами.

Пока выглядит, что всем будет хуже и в 2026 придется в очередной раз менять правила игры. Готов принят, что ошибаюсь и всё получится. Но из того, что вижу сейчас: сигнал для рынка и потребителя негативный.

При этом, то, что происходило на рынке с 2022 года требовало мер регуляции. Факт. Молодцы, что начали регулировать. Но надо скальпелем, а не вот это. Надо более прозрачные условия. И более адекватное российскому рынку по методам, а не «как у всех». Нужна поэтапность (без коррекций), оцифровка VIN, контракты с производителями с четкими параметрами и так далее. Я это описывал.

Я думаю, что по социальному фидбеку уже всем понятно, насколько грубой была эта мера.
Посмотрим, что сложится в итоге. Буду рад ошибиться и всё взлетит. Но мой прогноз пока негативный.
Загрузка...
5 дней назад
#
Про выступление Набиуллионой в Государственной думе

Для начала, я всё про своё. На мой взгляд, логика Эльвиры Набиуллиной очень проста: экономика перегрета спросом, а не задушена ставкой. Суть проблемы — структурный дефицит кадров и избыточный спрос на них.

Рынок труда в РФ напряжен настолько, что компании конкурируют за работников через зарплаты, разгоняя издержки и инфляцию. При этом имея ограничения по росту производительности. Структурные. ЦБ конечно видит признаки остывания (вероятно, речь о замедлении роста вакансий и стабилизации темпов повышения зарплат), но это пока сигналы, а не тренд на ближайшие годы.

Именно поэтому регулятор двигается так осторожно. Резкое снижение ставки (которое многие требуют) сейчас вернет экономику в «горячую фазу», Будет разгон вверх. Инфляции. Будет риск 90-х. Девальвационный “трамплин” для цен. ЦБ страхуется от этого сценария через упор на защиту вкладов и предсказуемость ставок. Закладывает максимального длинный путь снижения инфляции.

Тезис о льготном кредитовании как факторе роста ключевой ставки — это публичное предупреждение Правительству РФ. Каждый рубль субсидированного займа требует компенсации в виде более жесткой политики для остальной экономики, иначе инфляция уйдет в неконтролируемый рост.

Предложение развернуть бизнес к фондовому рынку — это попытка перераспределить нагрузку. Пусть инвесторы и обеспечивают рост, а не печатный станок через банки. Правительству стоит работать с предложением для инвесторов, а не рассчитывать на легкие деньги из банков.

В общем и целом, высокая ставка работает, если экономика реагирует на нее классически — спрос падает, а за ним и инфляция. Но это, если основной драйвер — бюджетные расходы и гособоронзаказ не доминируют. Если они продолжат лететь вверх, то чувствительность к ставке снижается. Формула, которую ЦБ твердит уже который год: если бюджет продолжит щедро тратить и это не будет обеспечено реальной экономикой, то ставка останется высокой дольше планированного.

Я думаю, что это не столько отчет, сколько торг о цене текущего курса. Эльвира Сахипзадновна публично обозначила красные линии и переложила ответственность на Правительство. Если будут требовать льготы и необоснованный рост — получат сохранение высокой ставки со всеми вытекающими. Конфликт интересов. Очевидно. Стабильность регулятора против финансового стимулирования от кабмина.

Пока Набиуллина побеждает. Самый главный Кремль готов терпеть охлаждение экономики ради долгосрочной устойчивости. Неоправданно рисковать никто не собирается.
Загрузка...
5 дней назад
#
Присылают прокомментировать закон про запрет склонения к абортам.

Я высказывался прежде:
Никто в России не разрешает аборты и не стимулирует их, чтобы их запрещать. Не надо создавать ложное впечатление, что у нас тут «страна разрешенных абортов».


Это абсурд. Статистика по абортам снижается. Женщины (без всяких запретов и ограничений) делают все меньше и меньше абортов, но тут приходит чиновник (естественно мужчина) и начинает их спасать от выдуманной угрозы.

Не трогайте, что работает. Займитесь обеспеченностью молодых мам яслями и садиками. Лучшая антиабортная пропаганда.

Я серьезно. У нас кто делает аборты? Основная категория. Женщина с ребенком. Т.е. у неё есть один или два, и она уже «внутри системы». Понимает, что такое «поддержка» наших уважаемых чиновников. Какая инфраструктура вокруг детей. Вот, дайте этой маме ясли и садик без очереди и будет второй-третий, а не аборт.

Склонение к аборту — это отсутствие инфраструктуры. Хотите жесткую правду? Вот она. Чиновник плохо делает свою работу.

Накажите сами себя, ага.

Ну, серьезно. Не на таком уровне демографических проблем заниматься таким откровенным популизмом. Надо работать и спасать страну, а вы запреты на склонение обсуждаете.
Загрузка...
5 дней назад
#
Про встречу Си и Трампа

Пользуясь терминологией одного всем известного конфликта: случилась приостановка огня по линии соприкосновения, но не долгосрочное перемирие с учетом всех первопричин. В большом смысле противостояние сохранилось на прежних позициях. Пошлины — высокие. Спор по редкоземельным отложен. «Торговая война» будет продолжена.

Логика тут у каждой стороны своя. Вашингтон хочет деэскалации и в чем-то её получил, но при этом сохраняет основные рычаги давления на Пекин. Китай же зависим от торгового потока и не против снижения пошлин, но при этом по главному пункту «технологической гонке» считает свою позицию как минимум — не проигрышной. Уступать сам ничего не будет. А равнозначную уступку от США, чтобы был обмен, Вашингтону дать нечем.

Поэтому, вроде и «встреча прошла хорошо». Но это рамочное и «на словах». Это на 2026 год, когда состоится (если состоится) обмен визитами.

Для Кремля также пауза и никаких перемен. Пекин не отворачивается от Москвы, но и не отворачивается от Киева. Трамп не решается выдвинуть условия для Си по отказу от сотрудничества с РФ. Всё как и было. Вместе будут искать пути урегулирования. Миру — мир.

Общая оценка — смягчение напряжения и передышка. Если еще раз переложить на нашу почву, то это был неподготовленный саммит. Песков у нас любит произносить эту формулу, что встреча лидеров должна быть хорошо проработана, вот у Трампа и Си не была. Отсюда и результат.

Трамп и его администрация в очередной раз убедились, что мир устроен чуть сложнее, чем им кажется. И прямыми сделками и тет-а-тетами уже ничего не устроишь. Не тот уровень давления. Игроки равны. Об я много писал прежде. США умеют в дипломатию доминирования, а она не работает с большими игроками. А перестроиться на уступки Вашингтон пока не может. Или даже скорее не умеет и проходит экстренный курс обучения.

Как там многие говорили? «Возвращение дипломатии царей»? Похоже не то.

Что-то новое. Формирующееся. Каждый сам по себе, но приходится вместе. Проект ЕС — не умер. Он стал глобальным, ага. Общую цель бы теперь найти. Какой-то смысл.
Загрузка...
5 дней назад
#
5 дней назад
#
Финальная часть цикла: Демография как национальная стратегия
XI — Уроки истории, компромиссы и рекомендации

Мы прошли путь длиной в полтора столетия — от патриархальной крестьянской семьи конца XIX века до современной постиндустриальной модели. Каждый исторический период показал, как демография реагирует на изменение экономических условий, социальных институтов, культурных установок.

Главный общий вывод: демография — это не про мораль, традиции или идеологию. Это производная от экономической структуры, качества политических институтов и реальных условий жизни семей. Попытки управлять рождаемостью через риторику, запреты или символические выплаты дают краткосрочный эффект, но не создают устойчивой модели.

Россия сегодня находится в точке, где все структурные проблемы сошлись одновременно: малочисленное поколение 1990-х в репродуктивном возрасте, культурные изменения, экономическая неопределённость, дефицит инфраструктуры. Рождаемость упала до уровней конца 1990-х. Естественная убыль населения достигла 700-800 тысяч человек в год. Прогноз на ближайшие 15-20 лет неблагоприятен.

Но демографический кризис – это не приговор. Решения, принимаемые сейчас, определят глубину кризиса и скорость выхода из него. Есть инструменты, которые работают. Есть подходы, эффективность которых доказана опытом других стран. Есть возможность избежать наихудшего сценария.

Сегодняшняя часть (как и весь цикл) — о том, какие уроки даёт история, какие решения не работают и почему, и что нужно делать для создания устойчивой демографической модели.

Ключевые уроки истории

Урок 1
Экономика определяет структуру семьи


Патриархальная модель работала в аграрной экономике с натуральным хозяйством. Советская модель — в условиях командной экономики и тотального государственного контроля над ресурсами. Обе модели рухнули, когда изменились экономические условия.

Вывод: невозможно вернуть модель семьи из прошлого без возврата к экономике прошлого. Попытки реанимировать патриархат в постиндустриальной экономике обречены на провал.

Демографическая политика должна исходить из реальности рыночной экономики, высокой урбанизации, массового образования. Семья XXI века — это малая нуклеарная семья, где оба супруга работают, а воспитание детей требует значительных вложений времени и денег. Политика должна облегчать совмещение работы и родительства, а не требовать возврата к модели «мужчина-кормилец, женщина-домохозяйка».

Урок 2
Принуждение даёт временный эффект


Советская модель держалась на запретах: аборты нельзя, развестись сложно и дорого, без брака не получишь жильё. Это работало, пока не было альтернатив. Как только в 1990-е контроль ослаб, рождаемость обрушилась мгновенно.

Вывод: люди рожали не потому, что хотели, а потому, что не имели выбора. Это не устойчивая модель.

Современная политика не может опираться на принуждение. Запреты абортов, усложнение разводов, налоги на бездетность — эти меры создают социальное напряжение, не решая проблему. Работает только создание условий, в которых люди хотят и имеют возможность рожать детей.

Урок 3
Высокая рождаемость в традиционных обществах была вынужденной


В конце XIX века на одну женщину приходилось 7+ рождений, но из 100 родившихся мальчиков до 20 лет доживали только 49. Высокая рождаемость компенсировала высокую смертность. Это не эффективная модель, а демографическая катастрофа.

Вывод: возврат к многодетности не решает проблему. Важно не количество рождений, а количество выживших и качественно воспитанных детей.

Современная политика должна фокусироваться на качестве воспитания, а не на количестве детей. Один-два ребёнка, выросшие в благополучной семье с хорошим образованием и здоровьем, дают обществу больше, чем трое-четверо в условиях бедности и перегрузки родителей.

Урок 4
Образование женщин снижает рождаемость, но повышает устойчивость общества

Все периоды показывают: чем выше уровень образования женщин, тем ниже рождаемость. Это универсальная закономерность для всех стран.

Вывод: невозможно иметь одновременно высокообразованное общество и высокую рождаемость. Это не патология, а норма.

Образованная мать рожает меньше детей, но инвестирует в каждого больше времени, внимания, ресурсов. Это создаёт более качественное следующее поколение — образованное, здоровое, способное к сложной деятельности. Это стратегическое преимущество, а не проблема. Политика должна поддерживать качественное родительство, а не стимулировать массовую многодетность.

Урок 5
Возрастная структура определяет возможности


Демографические ямы имеют волновой эффект с плечом в 25-30 лет. Малочисленное военное поколение создало яму в 1960-е, затем в 1990-е, теперь в 2020-е. Следующая волна — 2040-е.

Вывод: структурные факторы невозможно быстро исправить. Малочисленное поколение 1990-х сейчас в репродуктивном возрасте. Даже при резком росте СКР абсолютное число рождений будет падать просто из-за дефицита потенциальных матерей.

Ожидать быстрого демографического разворота нереалистично. Политика должна быть рассчитана на 20-30 лет. Краткосрочные меры могут смягчить кризис, но не отменят его.

Урок 6
Инфраструктура важнее выплат


Все периоды показывают: денежные выплаты имеют ограниченный эффект. Материнский капитал стимулировал рождение вторых детей в 2007-2015, но эффект исчерпался. Дальнейшее увеличение выплат даёт убывающую отдачу.

Вывод: семьи принимают решение о детях не на основе разовых выплат, а на основе долгосрочных перспектив: есть ли жильё, детский сад, школа, медицина, работа для обоих родителей.

Урок 7
Культурные изменения необратимы


Индивидуализм, прагматизм, рост возраста материнства, распространение бездетности — это долгосрочные тренды, характерные для всех развитых стран. Они не отменяются риторикой о традиционных ценностях.

Вывод: попытки изменить культурные установки через пропаганду неэффективны, если они противоречат экономическим и социальным реалиям.

Политика должна адаптироваться к новым ценностям, а не бороться с ними. Поддерживать разнообразие форм семьи.

Что не работает и почему

1. Запреты и ограничения
Запрет абортов не снижает их количество, а переводит в подпольную сферу, создавая риски для здоровья женщин. Страны с легальными абортами и доступной контрацепцией имеют меньше абортов, чем страны с запретами.

Усложнение разводов не укрепляет семьи, а удерживает людей в дисфункциональных союзах. Это не создаёт благополучие, а маскирует проблему. Налоги на бездетность воспринимаются как наказание за личный выбор и создают социальное напряжение без значимого эффекта на рождаемость.

2. Риторика без ресурсов
Призывы рожать больше без создания условий для воспитания детей не работают. Люди не принимают решения на основе пропаганды, если реальность им противоречит.

Пропаганда традиционных ценностей не меняет поведение, если экономические и социальные условия требуют другой модели семьи.

3. Универсальные меры без учёта дифференциации
Единая политика для всех регионов игнорирует огромные различия между Москвой и Дагестаном, крупными городами и сельской местностью. То, что работает в одном контексте, не работает в другом.

Фокус только на многодетности игнорирует проблему роста бездетности и откладывания первого ребёнка. Стимулировать третьего ребёнка бессмысленно, если люди массово не рожают первого.

4. Краткосрочные меры вместо долгосрочной стратегии
Разовые выплаты дают временный эффект вытягивания (люди рожают раньше, чтобы получить выплату), но не меняют итоговое число детей в семье.

Отсутствие последовательности — программы запускаются, затем сворачиваются или недофинансируются. Семьи не могут планировать на основе нестабильной политики.

Что может работать: конкретные рекомендации

Направление первое
Инфраструктура — абсолютный приоритет


Ясли для детей до 3 лет: массовое строительство государственных яслей. Задача обеспечить доступность яслей для всех семей, желающих отдать ребёнка с 6-12 месяцев.

Субсидирование частных яслей для снижения стоимости.

Стандарты качества: небольшие группы (до 10 детей), квалифицированный персонал, достойная оплата воспитателей.

Это важнейшая проблема. Женщина, которая не может вернуться на работу до 3 лет, теряет квалификацию, доход, карьерные перспективы. Это главный барьер для рождения второго ребёнка. Доступные ясли решают эту проблему.

Детские сады: ликвидация очередей. Гарантированное место в саду для всех детей 1,5-7 лет. Повышение зарплат воспитателей для привлечения квалифицированных кадров. Развитие разнообразия форм: государственные, частные, семейные детские сады.

Школы: строительство новых школ для ликвидации второй смены. Повышение зарплат учителей для привлечения кадров в профессию. Развитие продлённых групп и дополнительного образования для снижения нагрузки на родителей.

Создание качественной инфраструктуры требует масштабных инвестиций в сотни миллиардов рублей ежегодно. Но это не расходы, а инвестиции. Качественное дошкольное образование окупается через рост человеческого капитала следующего поколения.

Направление второе
Доступное жильё


Социальное жильё для молодых семей: программа строительства социального жилья с последующим выкупом. Молодая семья арендует квартиру по льготной цене, затем при рождении детей получает право выкупить её с большой скидкой или списанием части долга.

Альтернатива ипотеке для семей, не имеющих первоначального взноса.

Льготная ипотека: расширение программы семейной ипотеки. Снижение ставки до 2-4% при рождении детей. Увеличение бюджета программы для охвата большего числа семей. Списание части долга при рождении второго и третьего ребёнка.

Строительство доступного жилья: стимулирование массового строительства жилья экономкласса. Упрощение градостроительных процедур, выделение земли, налоговые льготы застройщикам. Задача в том, чтобы пошло снижение стоимости квадратного метра до уровня, доступного семьям со средним доходом.

Почему это важно? Жилищная проблема — один из главных барьеров для рождения детей. Семья не решится на второго ребёнка, если живёт в однокомнатной квартире и не видит перспектив улучшения жилищных условий.

Направление третье
Гибкий рынок труда и баланс работы и семьи


Удалённая работа и гибкий график: законодательное закрепление права на удалённую работу для родителей детей до 7 лет (по согласованию с работодателем, но с презумпцией в пользу работника). Гибкий график, возможность работать неполный день без потери социальных гарантий.

Отпуска по уходу за ребёнком: увеличение размера пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет до 80-100% от средней зарплаты (сейчас около 40%). Введение равных отпусков для отцов.

Возвращение на работу: программы переквалификации для матерей, долго находившихся в декрете. Запрет дискриминации при приёме на работу. Сейчас работодатели часто избегают нанимать молодых женщин из-за риска декрета.

Почему это важно? Большая проблема современной семьи — невозможность совмещать работу и воспитание детей. Женщина вынуждена выбирать: либо карьера, либо дети. Гибкий рынок труда позволяет совмещать.
Направление четвертое
Здравоохранение


Снижение материнской и младенческой смертности: модернизация родильных домов, особенно в регионах. Современное оборудование, квалифицированный персонал. Повышение зарплат акушеров, педиатров, медсестёр.

Доступность качественной медицинской помощи: ликвидация разрыва между Москвой и регионами. Развитие телемедицины для консультаций специалистов в отдалённых районах. Бесплатное ведение беременности и родов без неформальных платежей. Жёсткий контроль за поборами.

Репродуктивное здоровье: программы лечения бесплодия. ЭКО за счёт государства для всех нуждающихся (сейчас доступность ограничена). Обследование и лечение репродуктивных заболеваний.
Почему это важно? Страх за здоровье ребёнка и собственное здоровье — один из факторов откладывания рождений. Уверенность в качественной медицинской помощи снижает этот страх.

Направление пятое
Поддержка среднего класса


Налоговые льготы: вычет из налоговой базы расходов на образование детей (детские сады, школы, вузы, дополнительное образование). Снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми. Прогрессивная шкала в обратную сторону: чем больше детей, тем ниже эффективная ставка налога.

Субсидирование образования: бесплатные кружки, секции, дополнительное образование для детей из семей со средним доходом (сейчас льготы есть только для малообеспеченных). Субсидирование частных детских садов и школ для снижения стоимости.

Почему это важно? Текущие меры поддержки ориентированы на малообеспеченных. Но средний класс — это основная часть городского населения, определяющая демографическую динамику. Он не получает поддержки, хотя несёт основную налоговую нагрузку.
Направление шестое
Региональная дифференциация


Разные меры для разных регионов. Москва и крупные города: приоритет — инфраструктура (ясли, сады), доступное жильё, гибкий рынок труда.

Национальные республики: приоритет в создание рабочих мест, развитие экономики, чтобы высокая рождаемость не превращалась в безработицу и бедность.

Депопулирующие регионы: программы привлечения населения, развитие инфраструктуры, экономические стимулы для переезда и закрепления.

Почему это важно? Универсальные меры не учитывают огромные различия между регионами. Эффективная политика должна быть дифференцированной.

Направление седьмое
Миграционная политика


Привлечение квалифицированных мигрантов: упрощённые процедуры получения гражданства для специалистов с высшим образованием, знанием языка. Программы интеграции: языковые курсы, признание образования, помощь в трудоустройстве.

Контроль за нелегальной миграцией: жёсткий контроль за соблюдением миграционного законодательства. Ответственность работодателей за нелегальное использование труда мигрантов.

Демографический вклад диаспор: работа с диаспорами для интеграции в общество, снижения социальной напряжённости.

Миграция будет оставаться дополнительным источником пополнения населения. Но хаотичная миграция создаёт проблемы. Нужна управляемая миграция с фокусом на интеграцию и качество.

Честный разговор о компромиссах

Устойчивая демографическая политика требует признания неприятных истин и готовности к компромиссам.

Компромисс: Количество vs качество

Невозможно одновременно иметь массовую многодетность и высокий человеческий капитал. Один-два ребёнка, получивших качественное образование и воспитание, дают обществу больше, чем трое-четверо, выросших в бедности. Потому что бедность «передается по наследству», создавая цикл и нагружая социальную архитектуру.

Реалистичная цель не СКР 2,5-3,0 (как в традиционных обществах), а стабильный СКР 1,8-2,0 при высоком качестве воспитания.

Компромисс: Свобода выбора vs демографические цели

Попытки принуждать людей рожать детей создают социальное напряжение и неэффективны в долгосрочной перспективе. Устойчивая рождаемость возможна только при добровольном выборе.

Это означает признание бездетности, позднего родительства, малодетности. Политика государства должная создавать условия для тех, кто хочет детей, но не наказывает тех, кто не хочет.
Компромисс: Традиционные ценности vs современная реальность

Риторика о традиционных ценностях должна сочетаться с реальной поддержкой разнообразия форм семьи. Неполные семьи, повторные браки, незарегистрированные союзы — это реальность, которую нельзя игнорировать.

Государству следует поддерживать детей независимо от формы семьи, в которой они растут.

Компромисс: Краткосрочные результаты vs долгосрочная стратегия

Демография — это марафон, а не спринт. Быстрых результатов не будет. Политика должна быть рассчитана на 20-30 лет и проводиться последовательно, независимо от политических циклов.

Это требует политической воли и готовности вкладывать ресурсы без немедленной отдачи.

Компромисс: Бюджетные расходы vs приоритеты

Создание качественной инфраструктуры, доступного жилья, поддержки семей требует масштабных бюджетных расходов. Это означает перераспределение ресурсов — снижение расходов в других сферах или увеличение налогов.

Демография должна стать национальным приоритетом не на словах, а в фактическом бюджете.

Реалистичный прогноз и целеполагание

При реализации комплексной стратегии реалистичные цели на 2040 год будут:

СКР в рост до 1,8-1,9 (по сравнению с текущими 1,4). Это не обеспечит полного воспроизводства (2,1), но создаст относительную стабильность.

Продолжительность жизни: 78-80 лет (по сравнению с текущими 73). Это сопоставимо с развитыми странами.

Численность населения: стабилизация на уровне 140-145 миллионов к 2040 году. Небольшое сокращение по сравнению с текущими 146 миллионами, но без катастрофического обвала.

Возрастная структура: доля населения старше 65 лет вырастет до 18-20%, но это управляемый уровень старения при условии повышения пенсионного возраста и роста производительности труда.

Миграция: стабильный приток 300-400 тысяч человек в год, преимущественно квалифицированных мигрантов с эффективной интеграцией.

Эти цели достижимы, но требуют последовательной политики, масштабных инвестиций и долгосрочных обязательств.

Стоимость бездействия

Альтернатива активной демографической политике — продолжение текущих трендов. К 2040 году это означает:

Сокращение населения до 130-135 миллионов.

Возрастная структура: доля населения старше 65 лет — 22-25%. Острейший кризис пенсионной системы и здравоохранения.

Региональная дифференциация: депопуляция большей части территории. Концентрация населения в Москве и нескольких крупных городах.

Экономика: дефицит рабочей силы, снижение потребительского спроса, рост нагрузки на бюджет из-за старения.

Геополитика: ослабление позиций России из-за сокращения демографического потенциала.

Стоимость бездействия многократно превышает стоимость активной политики.

Заключение: демография как стратегия развития

Демографический кризис — это не изолированная проблема. Это симптом более глубоких вызовов: потенциала экономической модели, качества институтов, социальной политики, культурных установок.

Решение демографической проблемы невозможно без решения проблем экономики, инфраструктуры, здравоохранения, образования, рынка труда, жилищной политики. Это требует комплексного подхода и долгосрочной стратегии.

Стабильная демография — это не про возврат к прошлому. Это про создание условий, в которых современная семья может комфортно воспитывать детей.

Суммируем, что это означает:
— доступные ясли и детские сады, чтобы родители могли работать.
— доступное жильё, чтобы семья имела пространство для жизни.
— гибкий рынок труда, чтобы можно было совмещать работу и воспитание.
— качественное здравоохранение, чтобы дети рождались здоровыми.
— уверенность в будущем, чтобы решение о ребёнке не было вынужденной мерой.

История показала: люди рожают детей не по приказу и не из-за пропаганды. Они рожают, когда имеют ресурсы, перспективы и уверенность, что могут дать детям достойную жизнь.

Задача государства — создать эти условия. Не заставлять, не принуждать, не манипулировать, а обеспечить инфраструктуру, ресурсы, поддержку. Остальное люди решат и сделают сами.

Демографическая стабильность достижима. Но она требует честности в диагнозе нынешнего положения дел, смелости в решениях, последовательности в реализации и готовности вкладывать ресурсы в долгосрочную перспективу.

Решения, принимаемые сегодня, определят, какой будет Россия через 20-30 лет. Это не вопрос идеологии или традиций прошлого. Это вопрос национальной стратегии будущего.
Загрузка...
Загрузка...
6 дней назад
#
Еще раз про миграцию
Почему я так строго с ней.

Тут важным момент, как я уже описывал про экономику в целом: при дефицитном бюджете+с нагрузкой кадрового кризиса — нельзя не быть дисциплинированными.
Всё это размытие и постоянные коррекции можно себе позволить, если издержки низкой эффективности будут покрываться позитивом по ресурсам. Заливаться деньгами, да.

Сейчас на 2026-2028: или дисциплина и эффективность управления, или наращивание издержек, которые будет нечем покрывать.

Или совсем на пальцах: если раньше низкую эффективность можно было залить деньгами из бюджета, то сейчас это будет наращивание дефицита бюджета и рост госдолга и так далее.

Это разные реальности и перспективы развития. Чиновникам из первой реальности нужно переехать во вторую.

И желательно в ней и остаться, а не ждать, когда вернется «как прежде». С бюджетом в 1 триллион хорошо если 20% эффективности. А остальное… «деньги есть».
Даже если эти «деньги есть» вернутся (что далеко не факт), то куда лучше иметь дисциплину и эффективность, а не прошлую модель. И надо учитывать, что сейчас госдолг и т.п. надо также чем-то компенсировать в дальнейшем. Т.е. всё, что будет в плюс «к 2030» придется потратить на минусы текущего момента.

Поэтому с миграцией надо очень дисциплинировано. Денег на тушение пожаров нет.
Загрузка...
6 дней назад
#
Минтруд предлагает нанять из-за рубежа на 20% больше трудовых мигрантов

Это минимум еще. Я вам по полочкам раскладывал, почему миграционный поток должен только расти. Это у нас внутренний кризис кадров еще только нарастает и даже не на гребне, а экономика сужается. Т.е. не много еще и надо. Потому что инфраструктурные стройки медленней идут. Все бизнесы не расширяются, а наоборот сокращают производство. Людей пока еще меньше надо. А если будет восстановление экономики? А если рост? Сколько кадров будет нужно? Где их взять? Конечно, значительная часть будет привлекаться мигрантами. Конечно, надо чётко выстроить систему уже сейчас.

И это абсурд, что у нас вот эти качели. Мы зажимаем миграционный поток, а потом вот такими полумерами добавляем тут 20%, а потом корректируем это до 30%, а к концу 2026 — 50%. И в итоге никто не понимает, сколько будет точно. Как это всё контролировать. Куда это приедет. Опять всё размывается.

В общем, странная работа для такой острой и серьезной проблемы. Причем, если спросить, а почему так? Почему эти коррекции, а не единая политика. Четкая и жесткая. То тебе и ответят: «Ну, вот если сразу сказать, что мигрантов будет много, то это создаст неблагоприятный фон и социальное напряжение».

Я не понимаю, как это работает в головах чиновников. Если в новостях не сказали, что на улицах много мигрантов, то россиянин и не заметит их, да? Он же с ними каждый день не сталкивается, а только с позволения чиновников на них обращает внимание. Видимо как то так.

Ну вот, пока всё «под контролем». Правда на 20% побольше.
Минтруд предлагает увеличить квоту на привлечение квалифицированных иностранных специалистов в 2026 году до 279 тысяч разрешений, приоритет отдается рабочим для промышленных предприятий. Работодатели пока используют лишь часть выделенных квот.
https://www.kommersant.ru/doc/8160624?
Загрузка...
6 дней назад
#
Минобрнауки предлагает не выделять платные места вузам на направления, где в 2025/2026 учебном году средний балл за ЕГЭ был ниже 50.

Это следует из документа, с которым ознакомился ТАСС.


Хорошая мера, которая вычистит «коммерческие дипломы».

Я писал в цикле про кадровый кризис, что у нас большая проблема — это культ корочки. Т.е. люди тратят ресурсы на высшее образование, которое затем не приносит им работу и отрицательно влияет на потенциал на рынке труда.

Т.е. этой мерой государство приоритизирует специальности, которые нужны рынку труда.

Плюс «за корочкой» шли те, кто мог бы пойти в колледж. Особенно по регионам. Это повысит процент поступающих на технические специальности. А именно выпускники «с руками» так нужны рынку труда.

Очень очень толковая инициатива.
Загрузка...
6 дней назад
#
Губернаторы и мэры, которые вовремя подхватят эту повестку и предложат меры поддержки ИЖС, в итоге окажутся в выигрыше, так как есть запрос населения и его нужно удовлетворять.


Вот именно! Абсолютно согласен.

Запрос на индивидуальное жилье огромный, деньги у людей есть — нет системы. Кто первым её создаст, тот и заберёт рейтинги.

Сейчас ИЖС — это по большей части «дикий» самострой. Очень много участков без документов, есть незаконные врезки в газ, грунтовки вместо дорог, школы и больницы где-то в радиусе 50 км. Люди строятся, вкладывают миллионы, а потом десятилетиями воюют с чиновниками за «базу». За дорогу. За вывоз мусора. За школу.

Это тупиковая модель, которая только множит социальное напряжение и «критику властей».

Управляемая малоэтажная застройка — вот адекватный ответ от губернаторов. Когда губернатор контролирует процесс от начала до конца: выделяет земли под коттеджные поселки с готовой инфраструктурой, договаривается с сетевиками о тарифах на подключение, привлекает застройщиков малоэтажки на льготных условиях. Люди покупают участок с гарантией, что через год у них будет газ, свет, дороги и школа в адекватной доступности.

Экономика причем не такая сложная. Да, инфраструктура для малоэтажки дороже в расчете на человека. Но если сделать это массовым проектом — 10-20 поселков одновременно, а не хаотичные точки — издержки размазываются. Плюс федеральные программы под это также можно выбивать, особенно если привязать к демографии: семьям с детьми льготы на участки и подключение.

Политический выигрыш очень сильный. Губернатор становится тем, кто дал семьям не человейники, а возможность жить нормально. Это работает на рейтинги лучше любых пиар-инициатив. А если принести Президенту проекты для многодетных семей, то это сами понимаете, какой карьерный рост.

Вопрос не в том, выгодно ли это. Вопрос — кто первым сообразит и отстроит систему.
Загрузка...
7 дней назад
#
Кстати про экономику

Много её стало последнее время. С той стороны бомбардируют про огромные проблемы и увядание экономики РФ. С нашей рапортуют, что всё под контролем и «управляемый сценарий» с ростом после сложного 2025-2026.

Моя характеристика экономики России и её перспектив: сейчас период жесткой дисциплины и это окно возможностей.
Поясню.

Об этом также говорила Эльвира Сахипзадовна — экономика РФ переживает структурные перемены. Потому что накопила структурные проблемы. Годами и даже десятилетиями. Некоторые из них в основе конструкции постсоветского этапа экономики РФ.

Я имею ввиду, что у нас сильная зависимость от сырьевой модели роста. В ней нет ничего плохого, когда она стабильна. Но она нестабильна. Подвержена геополитическим рискам, как говорится. Дальше у нас зависимость от технологий и импорта. Дальше у нас системная проблема с низкой производительностью труда. Дальше у нас износ по советской инфраструктуре. И сверху еще и демографический переход. Кризис кадров, старение население, падение рождаемости. У нас нехватка «человеческого капитала». Он сфокусирован у «молодой когорты». А возрастная пирамида растягивается. Теперь нам нужен «человеческий капитал» 45+ по возрасту. Это основной ресурс на рынке труда, а не молодые специалисты, которые только-только закончили университет.

И вот это с нами без ковида, без санкций 2014, без санкций 2022. Без роста военных расходов. Без падения нефтедоходов. Даже если всё было бы прекрасно и кругом победы, то это было бы с нами. Структурные проблемы. Фундаментальные.

И давайте признаем, что на сверхдоходах и профицитном бюджете их особо не решали (бы). Демография взлетит к такому-то году, потому что на неё есть триллионы. Всё, что плохо производится у нас — мы закупим за нефтедоллары. Инфраструктуру кое-где обновим. Причем не через рост производительности труда «своих», а через дешевый завоз мигрантов. На всё были деньги. Были ресурсы.

Сегодня эта роскошь закончилась. Сегодня дефицитный бюджет на годы вперед, инфляция в 9% — официально, жесткая монетарная политика, ограниченный доступ к технологиям, падение ресурсных доходов. Но всё это не столько наказание, сколько отрезвление. Экономика РФ оказалась в ситуации, когда нельзя ничего отложить на потом. Ей приходится быть дисциплинированной, чтобы выжить.

И это, как ни парадоксально, шанс. Это окно возможностей. Потому что без внешнего давления никакой перестройки бы не случилось. Была бы инерция, что к 2030 — взлетим. И все структурные проблемы достались бы будущим поколениям в куда более худшей точке. Обвала цен на нефть. Углубления демографической ямы, когда еще больше старения и еще меньше рождений. Всё это без резервов и с ростом госдолга. С еще более изношенной инфраструктурой.

Без мобилизационной повестки, без консолидации элит, без понимания критичности момента.

Сейчас же есть редкое окно возможностей: внешнее давление вынуждает нас искать новые модели роста. Повышение производительности перестает быть лозунгом и становится единственным условием выживания бизнеса. Инвестиции в человеческий капитал больше не красивая презентация, а реальная необходимость на фоне дефицита кадров.

Нам нужно использовать этот момент. Бизнесу нужно автоматизировать и повышать эффективность, не полагаясь на дешевую рабочую силу. Регионам — выстраивать собственные производственные цепочки, а не ждать замещения импортом. Простым людям инвестировать в собственные компетенции, которые будут востребованы в новой экономической реальности.

Болезненно? Безусловно. Очень. Но лучше пережить структурную трансформацию сейчас, имея хоть какие-то ресурсы, чем получить коллапс через десять лет. Я об этом в рамках демографических инициатив говорил давно.

Когда-нибудь придется идти на реформы. Вопрос, у кого из политиков хватит воли и смелости сделать это в «их смену».
Загрузка...

НазадПоделиться на сайт

Код для вставки на сайт:
Пример отображения:

X
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025